МДОУ детский сад № 22 "Сказка" комбинированного вида

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир

Природы с безграничным богатством явлений,

С неисчерпаемой красотой, здесь, в природе,

Вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.


Самой актуальной и проблемной из всех наук является сегодня экология. Это понятие состоит из двух греческих слов «экос»- дом и «логос»- наука. То есть – это наука о нашем общем доме, она охватывает жизнь на планете, в стране, регионе. Эта наука о доме, в котором мы живем все мы – и люди, и животные, и растения, вся Земля является домом для всех живых существ живущих по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям.

Последнее десятилетие 20 века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Образовательные программы экологической направленности, созданные за рубежом и в России, имеют особенности, проистекающие из разницы менталитетов.

Традиции, преобладающие за рубежом, определяются частной собственностью на землю и природные угодья; отсутствием неосвоенных ( неокультуренных) территорий ; созданием охраняемых природных территорий (большинство из них являются государственными национальными парками), которые могут посещать люди; экономической стабильностью государств и связанной с этим возможностью материальной поддержки программ и разных полезных инициатив; относительно высоким уровнем общественного сознания людей ( дисциплинированность в исполнении законов и правил поведения, готовность чиновников взаимодействовать с общественными движениями, поддерживать их инициативы)

Развитые государства Европы, Америки, Азии, которые стали таковыми в том числе и в результате нещадной эксплуатации природы, в настоящее время в подавляющем своем большинстве осознают постигший нашу планету экологический кризис. Об этом свидетельствуют оформившиеся общественные структуры («зеленые» движения) и политические партии, которые целенаправленно отстаивают интересы человека и природы

Широкое распространение в США получила программа Мауры О,Коннор «Свет жизни» «Свет жизни» - это подробно разработанная технология непрерывного образования в области окружающей среды, предназначенная для учителей и школьников от 6 до 18 лет. Занятия вовлекают детей в изучение разнообразных явлений природы и взаимодействия человека с ней, особенно в условиях городской среды. Это исследование ближайшего пространства, знакомство с миром растений, с прыгающими, летающими, и поющими обитателями Земли, с потребностями человека и животных в укрытии, пище, воде и воздухе, с энергией ,ее проявлениями и с основными ее источниками (Солнце и ископаемое топливо), с материалом о гармонии человека с природой (дети постигают идею: в природе нет отходов, она все использует, она красива и уравновешенна, человеку надо брать с нее пример).

В Англии образованием в окружающей среде осуществляется в рамках общенациональной программы обучения, которая основывается на таких принципах, как долгосрочность, межпредметные связи, практическая деятельность, использование окружающей среды в качестве средства обучения, вовлечение семьи и общины в учебный процесс.

Маленькие дети делают посадки в своей группе, исследуют состояние воды, света, почвы. Так закладываются основы для восстановления окружающей среды.

Широкомасштабная работа по образованию в окружающей среде развернута в Германии. Специальной программы для детских садов там нет, но дошкольники сами включаются в общее движение: с ними проводят доступные их возрасту специальные занятия и акции на темы «Жить без мусора», «Мы и окружающий мир» и др.

В Швеции работают лесные школы – школы Муле. Главная их задача – длительное пребывание детей на воздухе, жизнь в согласии с природой. Основные принципы лесной школы – развитие детей средствами природы, укрепление их физического и психического здоровья. Воспитатели проводят с детьми наблюдения в природе, опыты с растениями и природным материалом, игры .Во всех затеях участвует лесной мальчик Мулле – символ школы. Школа включает три ступени: первая (дети1,5-4 лет) – это «божьи коровки», они открывают для себя мир и переживают его, вторая ( 4-7 лет)- дети занимаются исследованием окружающей природы. Третья ( 7-10 лет) – «лесные туристы» они ходят по лесу и ищут ответы на вопросы «почему?», «как?». Методика «лесных школ» хорошо подходит для сельской местности, где дети могут много времени проводить в лесу.

Экологическое сознание, чистота окружающей среды и природы для японцев имеет особый смысл,ибо большое по численности население проживает на относительно маленькой территории. Японцы . как никто в мире, любят природу и тонко чувствуют ее красоту. Отношение японцев к природе, интенсивное развитие экологического сознания в индустриальный период – это результат не только географического положения страны, это еще особая национальная психология , в основе которой лежит «групповое сознание». В японском детском саду уже в 4 года воспитатели начинают развивать у детей чувство общественного долга. В пятилетнем возрасте посредством участия в «общем деле» у дошкольников развивают навыки общения и совместной деятельности, умение действовать самостоятельно ,но согласованно с другими, стремление к достижению поставленной цели и общего результата. Это и есть начальная стадия формирования « группового сознания»

Таким образом, западное общество осознает экологические проблемы планеты. Оно начинает понимать все негативные стороны расточительного характера экономики и психологии потребления, возникших у людей в рамках данной экологической системы. Именно поэтому во всех развитых странах уже сложилась и продолжает развиваться система образования в области окружающей среды, которая расширяет представления людей о планете, ее кризисном состоянии.




Отечественные программы экологического воспитания дошкольников


Понять отличие отечественных программ от зарубежных можно только с учетом российского менталитета:

- Громадная протяженность страны с большим количеством неосвоенных ( или малоосвоенных) природных территорий; большие лесные массивы, часть которых не тронута хозяйственной деятельностью;

- особый статус охраняемых природных территорий, подавляющим часть которых является заповедниками без доступа населения в них:

- традиционно высокий уровень образования людей на всех его ступенях, содержательная насыщенность образовательных программ; творческий поиск и энтузиазм преданных делу специалистов;

- развитая и популярная у населения система общественного дошкольного воспитания;

- относительно низкий уровень общественного сознания людей; недисциплинированность в исполнении законов и правил поведения; негативность чиновников взаимодействовать с общественными движениями, равнодушное отношение к инициативам.

- кризисное нестабильное состояние экономики, фактически полное отсутствие государственного финансирования экологических программ и слабая поддержка со стороны спонсоров и фондов.

В дошкольном образовании созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающее одно или несколько направлений воспитания и развития; среди них немало экологических.

Комплексные программы : «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости»,»Кроха».

Парциальные экологические программы: «Семицветик»,»Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог».

«Кроха» - эта программа воспитания детей раннего возраста. Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Автор раздела экологического воспитания Е.Ф. Тереньтьева дает рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.

Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру. Т. И. Гризик в своем подразделе «Мир природы» использует значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Дошкольники получают много интересных знаний, они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние.

В программе «Детство», в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы» детей знакомят с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях здоровья и др).

Программа «Истоки» в подразделе «Природа и ребенок» основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программу включено познание детьми связи живого организма со средой обитания.

Программа «Развитие» - ознакомление с природой, включенное в программу, является одним из средств развития разных способностей детей и ставит задачи их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей в природе. Большое внимание уделяется сезонным явлениям в природе; растительному и животному миру. Дети посредством моделирующей деятельности познают связь организма со средой, устанавливают связи между живой и неживой природой. С помощью моделей дети устанавливают связи между древними, современными животными и средой их обитания.

Наряду с комплексными создано значительное количество парциальных программ:

- Программа А. Вересова «Мы – земляне» ставит своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

- Программа «Паутинка» (автор Ж.Л. Васякина – Новикова) развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

- Программа «Надежда» также пытается решить вопросы Я – концепции ребенка и его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится осознанное поведение в окружающей среде, которая понимается широко – как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения. У ребенка формируется потребность уважать свои права и права других живых существ.

- Программа В.И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно – экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке – его внутреннем мире и созидательных поступках.

- Программа Н.А. Рюкбейль «Чувство природы» направлена на развитие через эмоциональную сферу познавательного интереса к природе и желание общаться с ней. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их замечательной приспособленности к среде обитания.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

- Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

- Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы – программа экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей. Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу – прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах: как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Программа «Юный эколог» помогает ребенку в развитии экологического мышления, сочувствие и доброе отношение к живому, готовность сделать все для сохранения жизни, экологическое восприятие красоты природы, понимание значения факторов окружающей среды, природы для здоровья людей.

Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

4 октября 2013 в 10:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.