МДОУ детский сад № 22 "Сказка" комбинированного вида

ЭКОЛОГИЯ И ДЕТИ

Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Как только мы выходим за дома, то оказываемся в другом доме – на природе.

Экология – это наука о нашем общем доме, в котором живем все мы – и люди, и животные, и растения, вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам.

Может ли природа жить без человека? Да может . Очень давно на Земле людей не было, а природа уже была (когда жили динозавры) . А могут ли люди прожить на Земле без природы ?Нет. Потому что наш дом Природа. Дом без которого нам не прожить.

В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не течет, а смены не падают на жильцов. Если развалим стены ,упадет крыша – от дома не чего не останется.

Природа дом особый . Внутри него все тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе – с солнцем ,землей ,водой.

Нарушим эти связи – словно стены упадут в нашем доме. А чтобы этого не случилось надо знать правила поведения в природе, что человеку позволено делать , а чего делать ни в коем случае не следует. Помогает все это узнать наука Экология, которая изучает , как связаны растения , животные между собой и окружающей средой.

В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического воспитания, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е у него формируются первоосновы экологического сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие, ребенка сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Можно сказать, что поведение взрослого в значительной степени определяет поведение ребенка. В дошкольном возрасте закладываются основы, корни воспитания. Психологические исследования показывают ,что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционального воздействия на детей, вызывает у них радость, восторг, удивление, тем самым совершенствуя эстетические чувства. С этого возраста ( дошкольного) важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми

Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче , если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно – ролевой игры. Значение игр, в том числе обучающих, дидактических, в воспитательно–образовательном процессе известно всем педагогам, работающем с детьми дошкольного возраста. Важны они и в экологическом воспитании маленьких любителей и защитников природы .В воспитании у дошкольников бережно – гуманного отношения к живому необходимо использовать игру, которая затронет эмоции ребенка, вызывает радость или переживания.

Детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно- ролевой игры.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство с разнообразной деятельностью взрослых в природе на местном материале. Важно показать детям природоохранную работу по сохранению и улучшению замечательных городских и природных ландшафтов. Вместе с тем необходимо обращать внимание детей и на отрицательные факты воздействия человека на природу ,экологические трудности (высокую загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта и др.)

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры человека , его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное направление.

Быть или не быть человечеству. Останется ли зеленой и цветущей наша планета? От каждого из нас зависит, сбудется ли мрачное пророчество поэта:

« Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды

И Божий лик изобразится в них»

Ф.Тютчев



Статью подготовила старший воспитатель Буланов В.П

МДОУ д/с №22 «Сказка» г. Лыткарино Московской обл.

р.т. 8(495)555-52-93




4 октября 2013 в 10:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.