МДОУ детский сад № 22 "Сказка" комбинированного вида

«РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ – НАЧАЛО НАЧАЛ…»

 

      Ни у кого не вызывает сомнение утверждение: человек «начинается» в семье, в родительском доме. Ещё в 15 веке замечательный философ и педагог С.Брандт в своём произведении «Корабль дураков» прекрасно описал актуальную и для нашего времени проблему: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».      Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий…, он там свой.       Действительно, первый вздох и крик, первые радости и огорчения, первые шаги и первые слова, первые ценности, первые любимые и главные люди… - всё происходит здесь. Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определённый морально-психологический климат, это для ребёнка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувство любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…       Родительский дом, семья становятся мерилом стабильности и успешности человека, своеобразной опорой, надёжной нишей в жизненных трудностях и невзгодах.       Особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трёх, а иногда и четырёх поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чём-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых, причём один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы и папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определённые семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения. И, конечно, важны в жизни и развитии растущего человека многообразные нюансы отношений с отцом и матерью – как девочек, так и мальчиков.       Гармоничное развитие ребёнка в семье достигается именно разноплановостью отношений к нему разных членов семьи.      В современных исследованиях педагогов и психологов, в многочисленных наблюдениях воспитателей-практиков даются такие слагаемые позитивного для ребёнка дома:

1.Дом как территория (которую уважают и оберегают).

2. Дом как убежище (защитная роль: это пристанище, место стабильности и покоя, здесь есть своё пространство, свои уголки, вещи и люди, здесь есть возможность укрыться от суетного мира).

3.Дом как собственность (он отделяет «своё» от «не - своего»). 4.Дом как судьба (где формируется душа, отношение к миру, переживание жизненных перспектив).

5.Дом как автопортрет (рисунок дома, отдельных его частей интерпретируется психологами как характерные особенности личности). 6.Дом как способ совместной жизни (взаимодействие с широким кругом близких людей в самых разнообразных видах деятельности).

7.Дом как средство самовыражения (многое говорит о человеке – о доходах, привязанностях, темпераменте и характере, круге дел и забот).

      Эти качества ДОМА значат многое для ребёнка как среда обитания, самовыражения и самоактуализации. Недаром дети по-разному любят или не любят свой дом. Стремятся к нему или бегут из него, если им там плохо. Недаром Л.Н.толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Педагог-психолог Стужук Е.А.

Социальный педагог Подоплелова Е.М.

3 сентября 2012 в 12:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.